Третьеиюньский переворот

В 1912–1914 социальная база третьеиюньской монархии быстро сокращалась. Третьеиюньский государственный переворот» привёл к формированию так называемой «третьеиюньской монархии».

Одновременно был опубликован манифест о роспуске Думы и об изменениях в положении о выборах. Первые годы этой сложной и хрупкой системы, основанной на «двух большинствах», связаны с именем премьера Столыпина. Продолжая лавирование, весной 1911 власть оказалась перед выбором: Дума признала необходимость введения земств в западных губерниях, но эта идея была отвергнута Государственным советом. Между тем, эти годы были отмечены спадом активности крестьянского движения и подъемом сельского хозяйства.

Полиция не только не могла просто разогнать оппозиционные партии, но и не была в этом заинтересована, т.к. уничтожение левой оппозиции резко снизило бы значение самой полиции

В экономической истории России период с 1907 по 1914 гг. стал переломным – это годы выхода из кризиса, стабилизации и подъема экономики. Т.к. покупка машин была не по карману отдельным крестьянам, а их использование на небольшом крестьянском наделе нерентабельно, они объединялись в кооперативы – кредитные, закупочные и сбытовые. В правительстве существовало два проекта крестьянской реформы: столыпинский и министерский.

Однако революция показала, что крестьянская община перестала быть оплотом порядка в деревне, и стала организующим началом в крестьянском движении. Если сегодня допустить принудительное отчуждение у помещиков, то завтра, когда народонаселение увеличится, и земли многим опять будет не хватать, это приведет к отчуждению у самих крестьян. Столыпин был согласен на отчуждение, как исключения в тех случаях, когда помещичьи земли вклинились между крестьянскими, или закрывали путь на пастбища, водопой и т.п.

Правительство в этот день, на глазах у всех, обрело и главу, и оратора

Аграрная реформа была не единственной в программе Столыпина. Этот пропуск и позволил ему попасть в правительственную ложу в оперном театре. Община не была уничтожена, и крепкого и устойчивого слоя крестьян-фермеров сформировать не удалось, но в деревне образовались различные формы крестьянских хозяйств. Но эффект от некоторого смещения вправо кадетской фракции был полностью уничтожен тем обстоятельством, что в новой Думе крайне активизировались правые и левые фракции.

В руках императора осталось и все руководство внешней политикой, так что заново созываемой Думе остались лишь внутренние проблемы государства. При этом не имели избирательного права военнослужащие, учащаяся молодежь до 25 лет, не говоря уже о женщинах. Его курс на модернизацию страны был лавированием между двумя большинствами во имя сохранения «твердых устоев» самодержавия и «умиротворения страны».

Всего за годы реформ из общин вышло менее 1/3 крестьян и было укреплено 22 % общинной земли, около половины из которой сразу же поступила на продажу

Идея Столыпина заключалась в том, чтобы решить аграрную проблему, не затрагивая помещичьего землевладения, обогатив одних крестьян за счет других. Но реформа Столыпина потерпела неудачу, да и другие законы проходили с боем, в обстановке споров между группировками и очень медленно.

6 марта П. А. Столыпин огласил в Думе развёрнутую правительственную программу реформ, затрагивающих все сферы государственной жизни. «Восторгу правых не было предела

Лавирование между ведущими партиями становилось все чаще невозможным для правительства, а аппарат Думы превратился в разветвленную сеть бюрократических учреждений. Обсуждение важного законопроекта о бюджете на 1914, о котором велись жаркие споры в парламенте, закончилось утверждением его правительством без Думы и Государственного совета.

Принятие законодательных актов без участия Думы стало после этого случая почти нормой. Важные думские законопроекты в рамках реализации Манифеста 17 октября 1905 (свобода печати, собраний, союзов и др.) увязали в комиссиях или проваливались Государственным советом. В июне 1914 Николай II на заседании Совета министров лично поставил вопрос об изменении Положения о Государственной думе. Однако новый государственный переворот в стране оказался уже не-возможен.

С другой стороны, вернуть самодержавие в прежнем виде было невозможно, хотя, благодаря новому избирательному законуот 3 июня 1907 г., права населения удалось значительно урезать. Как и его предшественники, Столыпин осуждал либеральные увлечения, но, в отличие от них, не боялся открыто в полемике отстаивать свои взгляды.

Император был обязан созывать Думу и Государственный Совет ежегодно, но продолжительность их занятий и сроки в перерывах их занятий он мог установить произвольно

Все левые, по его мнению, были грабителями и разбойниками, с которыми во имя спасения России нужно вести беспощадную борьбу. Но он не был единомышленником и крайне правых, поддерживая умеренных либералов-монархистов. В то время, как власть давила левые силы, для неё возникала угроза справа – ещё более реакционный черносотенный террор. Однако задачи полной реставрации дореволюционных порядков не стояло, да и не могло быть реализовано.

В итоге, деятельность полиции во многом строилась на внедрении в левые партии своих агентов, которые подчас занимали высшие должности. Разоблачение этих полицейских агентов вызывало шок и у революционеров и у властей. России в европейскую гонку вооружений. Последний фактор привёл к сохранению перекоса в пользу тяжёлой индустрии и дальнейшему развитию процесса монополизации.

Но, несмотря на этот перекос, общая картина была вполне ободряющей. Понимал это и Столыпин, осознавший, что социальная стабильность зависит от экономической стабильности. Принципы аграрной реформы начали разрабатываться ещё до I Русской революции и сводились к уничтожению крестьянской общины и созданию единоличных крестьянских хозяйств.

Свой проект Столыпин разработал ещё в бытность губернаторства в Саратове. По нему планировалось создание Крестьянского банка, который должен был покупать поступающие на продажу помещичьи земли и на льготных условиях продавать их крестьянам. Возникающие таким образом на банковской земле единоличные крестьянские хозяйства должны были стать примером и стимулом для выхода крестьян из общины, что привело бы к постепенному её разрушению.

Это было сделано без решения думской комиссии по расследованию обвинения в подготовке переворота. Император имел право распустить Думу и Государственный Совет в любой момент, но одновременно с этим был обязан назначить выборы. Государственный переворот был инициирован Советом объединенного дворянства.

А также: