Общие и специальные способности

Однако человеку существенно «упрощает жизнь» то обстоятельство, что одни и те же способности могут применяться в разных видах деятельности. В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для развития способностей, они могут быть потенциальными и актуальными. Задатками называются анатомо-физиологические особенности организма, с которыми человек рождается на свет и которые облегчают развитие тех или иных способностей.

Задатки. Человек не рождается на свет с готовыми способностями. Вместе с тем нельзя оторвать способности от их материального субстрата и рассматривать их развитие как полностью не зависящее от организма человека. Было бы ошибкой утверждать, что особенности строения организма человека не играют никакой роли в развитии его способностей. Многие способности связаны с такими видами деятельности, которые требуют определенных физических данных.

Анатомо-физиологические особенности имеют большое значение для развития способностей, так как облегчают совершенствование человека в той или другой деятельности. Связь способностей с типами нервной системы.

Типы нервной системы, связанные с динамикой нервных процессов в коре головного мозга — с их силой, уравновешенностью и подвижностью. Чисто человеческие» типы нервной системы — «мыслительный», «художественный» и средний. Эти типы связаны с преобладающим значением в деятельности человека первой или второй сигнальной системы. Средний тип характеризуется известной уравновешенностью обеих сигнальных систем, отсутствием преобладания какой-либо из них в деятельности человека.

Общие и специальные способности

Способности — свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн). Механизм формирования способностей: обобщение (психических процессов отношений, которые проявляются в деятельности) + закрепление. Рубинштейн С.Л.: способности развиваются в процессе взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития.

Задатки характеризуют быстроту генерализации (скорость, с которой у человека происходит обобщение). Определяется качеством (к чему) и масштабом. Талант — это способность к достижению высшего порядка. Гениальность — способность создавать что-то принципиально новое: — незаурядность в различных областях + доминирующая сторона; — осознание способности; — включенность способности в характер.

Способности это индивидуальные особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения каких-либо видов деятельности. Поэтому способности и рассматриваются в качестве основных свойств личности. Любая способность в своем развитии проходит ряд этапов. Развиваясь, способности переходят с уровня на уровень. При этом обычно такой переход совершается при соблюдении ряда условий, связанных с полнотой развития способности на данном уровне.

В качестве врожденных задатков могут выступать, например, определенные физические кондиции или особенности развития различных анализаторов. Так, определенные характеристики слухового восприятия могут выступать в качестве основы для развития музыкальных способностей. Данные врожденные анатомо-физиологические особенности во многом и определяют природную основу индивидуальных различий между людьми в их поведении и способностях.

Соответственно типу можно предполагать и наличие тех или иных врожденных задатков. Вслед за восприятием различия проявляются и в воображении, мышлении. Важно понимать и то, что вслед за особенностями восприятия и мышления разный характер могут принимать и личностные особенности.

Наличие определенных задатков у человека однако не означает, что будут развиваться соответствующие способности. Строение мозга не предусматривает, какие профессии и специальности, связанные с музыкальным слухом, могут возникнуть в человеческом обществе.

В какой степени будут развиты задатки человека, зависит от условий его индивидуального развития. При этом следует учесть, что нет никаких гарантий того, что задатки (даже хорошо выраженные) найдут свое проявление в способностях.

Одаренность — своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. Способности в значительной степени социальны и формируются в процессе конкретной деятельности человека.

А также: