Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм)

Русский футуризм, в отличие от итальянского, был более литературным направлением, хотя многие из поэтов-футуристов экспериментировали и с изобразительным искусством.

Русский футуризм, несмотря на свою специфику, не был единичным мировым явлением. В 1909 году в Париже был напечатан манифест футуризма поэтом Ф.Маринетти, направление было широко распространено в Италии. В 1910 году был опубликован манифест русских последователей футуризма «Садок судей» (Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Каменский). Феномен футуризма был необычен и поэтому часто воспринимался эпохой «нового варварства».

Имя В.Хлебникова надолго было вычеркнуто из истории литературы, однако несомненно его влияние как на современников (В.Маяковский), так и на потомков (А.Айги). В этом ракурсе интерес представляет поэзия И.Северянина. Вот где он, чисто русский футуризм: творчество ключом бьет, эпатажа — море, а большего и не нужно…они ведь, футуристы эти, «университетов не кончали», потому о художественности особо и не говорим.

О поэтическом течении:

Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России. В отличие от акмеизма, футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России.

Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого.

Дело в том, что футуризм никогда не был школой и взаимная сцепка разнороднейших людей в группу держалась, конечно, не фракционной вывеской

Вообще декаденты всегда как-то „фатально“ попадают в компанию толстосумов и устраивают возле них свое счастье…». Однако в своей основе русский футуризм был все же течением преимущественно поэтическим: в манифестах футуристов речь шла о реформе слова, поэзии, культуры.

Это никак не противоречило их пониманию футуризма как направления в искусстве, формирующего будущего человека,- независимо от того, в каких стилях, жанрах работает его создатель. Русский футуризм не вылился в целостную художественную систему; этим термином обозначались самые разные тенденции русского авангарда.

А футуризмом его окрестили в России по аналогии с итальянским». В общем, очень скоро слова «футурист» и «хулиган» для современной умеренной публики стали синонимами. Но до этого уже были «будетляне», первый сборник которых «Садок судей» вышел в 1910 году, примерно тогда же, когда и манифест Маринетти.

1. На увеличение словаря поэта в е г о о б ъ ё м е произвольными и производными словами (Слово — новшество). В их творчестве органично соединялось футуристическое экспериментаторство и опоры на традиции. С точки зрения идеологии между итальянским и русским футуризмом также существовали различия. Историко-литературный процесс — совокупность общезначимых изменений в литературе.

В них должны были соблюдаться три «единства» — места, времени и действия

Творческий метод — основные художественные принципы оценки, отбора и воспроизведения действительности в произведении. Футуристическое течение было довольно широким и разнонаправленным. В 1911 году возникла группа эгофутуристов: Северянин, Игнатьев, Олимпов и другие. В современном литературоведении термины «направление» и «течение» могут трактоваться по-разному. Так, первой программной статьей русских футуристов стал манифест «Пощечина общественному вкусу», в котором были заявлены основные эстетические принципы нового направления.

Чувствительность лежит и в основе творческого метода сентиментализма

Такие группы, образующиеся внутри какого-либо направления, принято называть литературным течением. Это было связано с тем, что в шекспировских героях соединялись положительные и отрицательные черты. А творческий метод классицизма складывался на основе рационалистического мышления. Так, в одном герое категорически запрещалось не только соединять пороки и добродетели (то есть положительные и отрицательные черты), но даже несколько пороков.

Извлечь из слова все скрытые в нем возможности, далеко не использованные в повседневной речи и в ученых сочинениях… — вот подлинная мысль «заумников, — писал В.Брюсов. В своих экспериментах они не ограничивались словом – экспериментом была и графика — одни слова печатались крупнее, другие мельче или вкось и вкривь, иногда даже вверх ногами. По сути именно футуристы заложили основы использования графики в современном искусстве.

Это понимали и сами футуристы

Основоположником «зауми» считается В.Хлебников. Только у него специальный талант к творчеству слов и несомненное поэтическое дарование соединялись с известной научной осведомленностью» (В.Брюсов). Нельзя не сказать о творчестве раннего В.Маяковского. И.Северянин знают как поэта, который создал неповторимые неологизмы и словесные диковинки.

Это явление целиком привнесенное с Запада, где оно зародилось и было теоретически обосновано

Ведь главным в его поэзии была неподражаемая авторская ирония. Он воспевает мир и иронизирует над тем, что сам же и воспевает. Ирония и составляет тот северянинский примитив, он мог быть сложнее, конкретнее, мог быть игрой, поэтическим жонглированием. Экстазная» слава поэта в канун первой мировой войны была огромной. Многие находки, многие открытия представителей этого направления стали основой поэзии последующих поколений.

В принципе, любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Заключительный, одиннадцатый пункт «Технического манифеста итальянской литературы» провозглашал один из важнейших постулатов новой поэтической концепции: «уничтожить Я в литературе».

Ведь я лирический ироник» (И.Северянин). Футуризм в русской литературе возник практически одновременно с европейским. Однако сам футуризм в России не был однороден. Русский футуризм, наряду с символизмом и акмеизмом, — чрезвычайно важное, плодотворное для развития русской поэзии направление в культуре Серебряного векаРоссии. Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Итальянский футуризм воспевал милитаризм, а его лидера Маринетти упрекали в шовинизме и женоненавистничестве.

А также: