Фильм Иван Васильевич меняет профессию (1973)

В фильме именно Милославский выступает против передачи волости шведам. Иван Васильевич меняет профессию — хорошая, годная комедия Гайдая про советского сумрачного гения, уголовника, царя, кошку, машину времени и управдома Ивана Васильевича.

На троне сидит Иван Грозный, рядом дьяк Феофан. Увидев пришельцев и приняв их за демонов, Феофан убегает за стражей, а Иван Грозный пугается чёрной кошки Шурика и убегает в его квартиру. Спасаясь от стражи, Милославский замечает внешнее сходство Бунши и Ивана Грозного и заставляет управдома переодеться в найденную царскую одежду.

Иван Грозный остаётся в квартире, учится пользоваться современными бытовыми приборами и оказывается вовлечённым в столкновения с разными героями современности. Воспользовавшись суматохой, Иван Грозный выбегает из машины «Скорой помощи» и бежит в квартиру к Шурику, который снова запускает свою машину. В эпилоге фильм снова становится чёрно-белым. В результате песню перезаписали, и в окончательный вариант фильма вошло исполнение Нины Бродской.

Комичный образ царя-самозванца был воспринят, как издевательство над Иваном Грозным, и поэтому из фильма был исключён эпизод, где царь жарит котлеты на кухне у Тимофеева. Запрету подвергся и эпизод, где Зина, заботясь об Иване Грозном в квартире Шурика, произносит: «Мало ли что могут подумать!», но по губам читается: «Вас здесь могут увидеть!».

В пьесе квартира у Тимофеева и Шпака была общая (коммунальная). В пьесе упоминается, что Иван Васильевич Бунша был сыном князя, но сам Бунша опровергает это, ссылаясь на то, что на самом деле его биологический отец — кучер Пантелей. В фильме этот эпизод опущен, как явный анахронизм. В пьесе Тимофеев предлагает Ивану Грозному вместо анисовой водки выпить 40-градусный напиток «Горный Дубняк», относящийся к классу горьких настоек.

В фильме этого эпизода нет — исполняющий обязанности царя не принял татарского князя, так как Милославский объявил обеденный перерыв. Следует учесть, что фильм является комедией, причём, как написано в начальных титрах, он «ненаучно-фантастический, не совсем реалистический и не строго исторический».

При этом царицей она была с 28 октября по 13 ноября (1571 года), а в фильме явно имеет место весенне-летний период. Милиция начинает преследовать его, и на этом сюжетная линия с персонажем в полнометражном фильме заканчивается, поэтому зрителю его дальнейшая судьба неизвестна.

Также в боксе были включены факсимиле разных киноплакатов к фильму и входного премьерного билета в к/т «Россия». Иван Грозный. — М.: Московский рабочий, 1989. — С. 140. — ISBN 5-239-00266-5.

За один день опошлить и пропустить через асфальтовый каток сразу два не самых последних фильма в советском… Но отправляется туда не сам, а засылает двух лохов: надоевшего всем жителям подъезда управдома Ивана Васильевича Буншу и квартирного воришку, «друга Антона Семёныча Шпака» — Жоржа Милославского.

Фильм начинается как чёрно-белый. Эксперименты по её запуску, периодически приводившие к перегоранию пробок в подъезде, кончились взрывом, перегоранием пробок во всём доме и потерей сознания Шуриком.

Удивлённый Жорж Милославский входит в квартиру Шурика, интересуясь машиной, которая может убирать стены. Шурик увеличивает мощность, и через стену открываются царские палаты. В XX веке Шурик объясняет царю, что случилось, и просит подождать его, пока он сбегает в магазин за новыми транзисторами. В царском времени тоже неспокойно. Войско прибывает в царские палаты и пытается пленить самозванцев. С балкона они кричат об этом врачам, и далее начинается погоня за Милославским.

Шурик очнулся, поднялся с пола, и не понимает, что же всё-таки произошло. Вскоре Зина приходит с работы, Шурик спрашивает её о поездке в Гагры и связи с Якиным. Удивлённая Зина говорит, что Шурик совсем сойдёт с ума со своей машиной, и что никакого режиссёра Якина у них нет. Шурик понимает, что ему всё привиделось.

Если присмотреться, то можно заметить ошибку: лифт в подъезде явно бутафорский. Однако этот вариант (из-за её серьёзной и проникновенной манеры исполнения) не подошёл для комедийного жанра фильма.

Тот отвечает: «Во всяком случае, не мы» (цензурный вариант), в оригинале же — «Народ, народ, батюшка». Переозвучили и фразу Бунши в эпизоде обращения к шведскому послу — вместо сценарной фразы «Мир, Дружба!» получилось: «Гитлер капут».

После внесения всех изменений хронометраж фильма уменьшился на 10 минут. В результате в сценарий были внесены некоторые изменения, отображающие современные на тот момент реалии. К примеру, патефон, упоминавшийся в пьесе, был заменён на магнитофон, коверкотовое пальто — на замшевую куртку, а в самой машине времени используются транзисторы. В фильме, в фешенебельном доме, в котором происходило действие, об этом не упоминалось. Были изменены причина поломки машины времени и процедура её ремонта.

Было изменено имя Тимофеева: в пьесе — Николай Иванович, а в фильме — Александр Сергеевич. В присутствии управдома Ивана Васильевича Бунши Шурик испытывает машину на небольшой мощности, и стена между квартирами Шурика и Шпака исчезает. Кемская волость была разорена шведами в 1590 году, уже после смерти Ивана Грозного.

А также: